Исследование для получения портрета современного ребенка

МБДОУ «Центр развития ребенка — Детский сад № 23 «Цветик — семицветик» городского округа «город Якутск» (зав. Климовская Н.В.) второй год участвует в проекте «Растем с Якутией» по лонгитюдному исследованию общероссийского проекта Российской академии образования «Растём в России».

Российская академия образования (РАО) впервые за 50 лет проводит исследование для создания портрета современного ребенка, пилотными регионами выбраны Якутия, Алтайский край и Ленинградская область, с которыми уже заключены соглашения о сотрудничестве.

На основе полученных данных будет составлен портрет современного ребенка, который в своей работе смогут использовать различные ведомства. «Министрество просвещения — чтобы корректировать и модернизировать систему образования. Минздрав — чтобы отслеживать влияние цифровых технологий в школе на здоровье детей. Роспотребнадзор — для разработки новых СанПиНов, и Рособрнадзор — чтобы отследить качество обучения. Главная задача — сделать образование индивидуальным, то есть когда мы будем знать психологические особенности всех школьников, мы сможем разработать персонализированные маршруты обучения для каждого ребенка», — отметил Зинченко.

По словам министра образования и науки Республики Саха (Якутии) Владимира Анатольевича Егорова, данное научное исследование «Растем в России» направлено на изучение современного ребенка, его интересов, психологических особенностей и охватывает все возрастные категории детей.

С 2020 года проект запустился среди дошкольников, чтобы в дальнейшем проследить их развитие в учебных заведениях.

В рамках исследований будет применен комплексный подход по изучению когнитивного, эмоционального, физического развития детей, а также влияния цифровизации на воспитание подрастающего поколения.

По итогам работы эксперты составят обобщенный портрет современного ребенка, что позволит отслеживать его дальнейшее развитие. На основании этого будут приниматься управленческие решения.

В дальнейшем исследование планируется провести во всех регионах страны. Чтобы увидеть развитие ситуации в динамике, анализ ребенка XXI века будет длиться около 10 лет. Первые результаты станут известны уже в течение трех лет. Исследование, в первую очередь, призвано обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, а также вхождение РФ в число 10 ведущих стран по качеству общего образования.

Данный проект, у нас в республике, поддержан Целевым фондом будущих поколений Республики Саха (Якутия) и в помощь специалистам детского сада, проводящим исследование, выделены ноутбук и планшет.

Первый год исследования провела педагог-психолог детского сада С.К. Винокурова, второй год исследования проводят педагоги-психологи Спиридонова Т.В., Троева-Лугинова Л.Д.

Наши психологи прошли обучение у ведущих специалистов Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, Факультета психологии  МГУ им. М.В. Ломоносова.

В этом учебном году диагностика проведена в 3 этапа, по 8 различным методикам.

В исследовании принимают участие 40 детей из двух групп в возрасте 5-7 лет.

В лонгитюдном исследовании проекта используются следующие диагностические методики:

Тесты на оценку регуляторных функций

Оценка сдерживающего контроля (Методика «Торможение»/ «Inhibition»)

Оценка слуховой рабочей памяти (Методика «Повторение предложений»/ «Sentence Repetition»)

Оценка зрительно-пространственной рабочей памяти (Методика «Память на конструирование»/ «Memory for Designs»)

Оценка физического сдерживающего контроля (Методика «Статуя»/ «Statue»)

Оценка когнитивной гибкости (Методика «Сортировка карт по изменяемому признаку»/ «Dimensional Change Card Sorting»)

Тест на оценку невербального интеллекта

Цветные прогрессивные матрицы Равена

Тест на оценку эмоционального развития

Методика «Понимание эмоций» / «Test of Emotional Comprehension

Тест на оценку словарного запаса

Методика «Пибоди».

Общая картина выйдет в конце учебного года, после технической обработки полученных материалов.

Мы благодарим научных сотрудников Факультета психологии  МГУ им. М.В. Ломоносова, Семенова Ю.И., руководителя отдела ресурсного обеспечения научно-образовательного центра Академии Наук Республики Саха (Якутия) за создание условий для проведения исследования, предоставленные возможности повысить квалификацию наших психологов; преподавателей педагогического института СВФУ имени М.К. Аммосова Дедюкину М.И., Иванову М.К., за методическое сопровождение психологов по проведению значимого исследования.

Одним из представителей от МГУ им. Ломоносова, ведущий психологическое сопровождение исследования является Александр Николаевич Веракса — российский психолог, специалист в области психологии развития и возрастной психологии, доктор психологических наук, доцент, член-корреспондент Российской академии образования. Директор «Издательства Московского университета»,
руководитель творческой группы.

Рабочие моменты коллектива с руководителями общероссийского проекта Российской академии образования «Растём в России».